Дальновидные работодатели растят будущих специалистов со школы

Сотрудничество производственных компаний с вузами — давно уже норма. Более того, уже на этом этапе между работодателями растет конкуренция за самых способных студентов. Поэтому дальновидные еще несколько лет назад пошли за будущими сотрудниками в школы и стали выстраивать взаимосвязанные программы в несколько ступеней «школьник — студент — молодой сотрудник». Отличный пример организации такого проекта — у компании «ФосАгро», победителя в номинации «Регион» Премии HR-бренд 2019.

Проблема: конкуренция за молодежь начинается еще с вуза

«ФосАгро» — один из ведущих в мире и лидирующий в России производитель фосфорсодержащих удобрений. В Группу «ФосАгро» входят АО «Апатит» в Череповце, филиалы в разных регионах и Научно-исследовательский институт по удобрениям и инсектофунгицидам.

Как в любой другой промышленной компании, из-за низкого престижа производственных специальностей в «ФосАгро» был дефицит молодых специалистов. Прежде всего — инженеров, хотя других специалистов проблема тоже касалась — например, по охране труда, закупкам, логистике.

В «ФосАгро» сначала надеялись решить проблему через сотрудничество с вузами, но очень быстро стало ясно, что так действуют все производственные компании, конкуренция за молодые кадры уже и в вузах высокая.

«В 2013 году мы поняли, что надо начинать еще раньше — со школы», — рассказывает менеджер по профориентационной деятельности «ФосАгро» Евгения Гунченко.

Решение: начинать профориентацию и привлечение со школы

Из идеи развилась масштабная профориентационная программа «Школа — вуз — предприятие». Она действует в четырех городах, где находятся производственные площадки компании: Волхов, Балаково, Череповец (химическое производство), Кировск (горнодобывающее направление). Кроме того, в проекте участвует одна школа из Апатитов.

Проект, как видно по названию, является многоступенчатым. Его целевая аудитория состоит из трех уровней: школьники-старшеклассники, студенты вузов и молодые специалисты (недавние выпускники вузов).

Сначала проектом занимались всего трое: директор по персоналу Сиродж Лоиков, начальник управления найма и развития персонала и главный специалист отдела подбора и развития персонала АО «Апатит» (который входит в группу «ФосАгро») Дарья Дурнова. Постепенно рабочая группа разрослась — присоединились представители разных производственных площадок группы и сотрудники учебного центра.

Бюджет проекта внушительный: более 550 миллионов было потрачено на сотрудничество со школами (закупка оборудования, ремонт, поддержка учителей и так далее), более 100 миллионов вложили в третью ступень проекта, которая предполагает работу с молодыми специалистами.

Как построили работу со школами

В 2013 году «ФосАгро» начала сотрудничать с шестью школами в Череповце, Апатитах, Кировске (Мурманская область), Волхове (Ленинградская область) и Балаково (Саратовская область). Сейчас «ФосАгро-классы» ежегодно выпускают около 120 учеников.

«ФосАгро-классы» — это классы физико-математического и химического профилей. Профильное образование начинается с 10-го класса. Представители компании участвуют в собеседовании при отборе в эти классы. Но информационная работа — когда детям и родителям рассказывают про специфику профильного класса и перспективы после его окончания — начинается еще раньше, с начальной школы.

В «ФосАгро-классах» по углубленной программе изучают химию, физику, информатику и математику. Дополнительно представители учебного центра «ФосАгро» проводят тренинги по самым разным направлениям: планирование карьеры, экономика, менеджмент, этика, социальные компетенции. Занятия в профильных классах ведут не только школьные учителя, но и преподаватели профильных вузов и ссузов — для этого заключили соглашения и с ними тоже. Выпускники «ФосАгро-классов» могут продолжить образование в лучших химико-технологических и горных вузах страны, а потом прийти работать на предприятия Группы «ФосАгро».

Помимо школьного обучения, для детей и педагогов организуются дополнительные развивающие мероприятия:

  • корпоративная олимпиада по профильным предметам среди учащихся «ФосАгро-классов». Победители получают возможность заключить с профильными вузами целевые договоры об обучении. В рамках олимпиады проходят курсы повышения квалификации и мастер-классы для педагогов (их ведут преподаватели университетов);
  • семинары, в ходе которых ребят знакомят с корпоративной культурой компании, проводят экскурсии в корпоративные музеи и на промышленную площадку, в профильные вузы;
  • ежегодные конкурсы среди школьников «Мир профессий «ФосАгро»: первый этап проводится в школах, второй этап — на корпоративном фестивале;
  • корпоративный фестиваль среди учащихся «ФосАгро-классов». Он включает знакомство с компанией, различные тренинги и игры. Первые четыре года фестивали проводились на производственных площадках, на пятый фестиваль школьников собрали в Санкт-Петербургском горном университете, а на шестой — в знаменитом сочинском образовательном центре «Сириус»;
  • курсы повышения квалификации для педагогов профильных предметов (химия, физика, математика, информатика). Обучение, направленное на развитие социальных компетенций (стрессоустойчивость и коммуникация), проводится в учебном центре компании, а для развития профессиональных компетенций преподавателей за счет компании отправляют учиться в профильные организации и вузы. Также организуют для педагогов посещение производственных площадок компании, чтобы они могли подробно рассказывать о них ученикам.

Как работают с вузами

Вторая ступень программы — вузы. Компания участвует в профориентационных мероприятиях уже с 24 партнерскими вузами в разных регионах, а также принимает студентов на практику. Практика в «ФосАгро» оплачивается. Для студентов это весомое преимущество. А для компании в условиях конкуренции за студентов — большой козырь. Кроме целевых договоров компания заключает с вузами стипендиальные договоры. То есть лучшие студенты получают стипендию, а также возможность дальнейшего трудоустройства.

Как мотивируют молодых специалистов

Та часть программы, которая направлена на выпускников профильных вузов, начала работать еще раньше, чем сотрудничество со школами, — с 2012 года. Это программа двухлетнего обучения за счет компании, она называется «Молодые талантливые специалисты» (сокращенно — МТС). Ее цель — вырастить руководителей, как линейных, так и, возможно, будущих топов. У программы две полезные стороны:

  1. Польза для участников: они получают управленческие компетенции, возможности для личностного роста и повышения профессионального статуса, а также ряд дополнительных преимуществ (о них ниже);
  2. Для компании: она получает вовлеченных, мотивированных и хорошо подготовленных специалистов. Высокая мотивация снижает текучесть кадров.

Ежегодно в программе участвуют около 50 человек (количество зависит от потребностей компании). Попасть в число участников непросто: проводится конкурсный отбор. «Средняя оценка по диплому вуза должна быть не меньше 4 баллов, плюс мы проводим свои специализированные тесты, интервью по компетенциям и собеседование», — объясняет Евгения Гунченко.

Тех, кто успешно прошел отбор, принимают на работу в «ФосАгро» и продумывают им карту развития. Каждый принятый молодой специалист занимается проектом, который защищает в конце двухлетнего обучения. Фактически это дополнительное образование для развития специализированных компетенций, необходимых для работы в компании. Занятия для молодых сотрудников проводят корпоративный учебный центр и приглашенные внешние специалисты. Кроме того, каждый участник программы получает наставника, задача которого — помочь своему подопечному освоить необходимые компетенции.

Кроме получения новых знаний и компетенций для молодых специалистов участие в такой программе означает еще ряд плюсов:

  • участники программы МТС получают более высокие стартовые оклады, чем те, кто приходит в компанию вне этой программы;
  • если участник программы из другого региона, ему предоставляется релокационный пакет (в течение двух лет реализации программы МТС компенсируется оплата жилья, а также покрываются расходы на переезд).

По итогам двухгодичной программы молодой специалист получает повышение в должности либо перспективы в кадровом резерве.

Молодые специалисты участвуют в других ступенях программы «Школа — вуз — предприятие»: они встречаются и делятся опытом со студентами и школьниками во время профориентационных мероприятий.

Результат: регулярный приток молодых специалистов

Если в 2013 году, когда набирали первый «ФосАгро-класс», конкурса в него практически не было (взяли всех желающих с подходящими оценками по профильным предметам), то в 2019 году на одно место в «ФосАгро-классах» претендовало уже более четырех человек. За эти годы программа заработала определенную репутацию среди подростков и их родителей.

За весь период реализации проекта «ФосАгро-классы» окончили 625 учеников. Из них 112 человек (18%) поступили на целевые места в профильные вузы, а в целом процент выпускников, поступивших на технические специальности в любые вузы (не ограничиваясь целевыми местами), вырос с 49% в 2015 году до 68% в 2019 году.

В 2019 году в «ФосАгро» приняли на работу первую волну молодых специалистов, которых растили со школы — эти были 9 ребят, отучившихся в первых «ФосАгро-классах» и окончивших бакалавриат профильных вузов. Прихода еще 20 человек ждут в 2020 году после службы в армии и 39 молодых специалистов — в 2021 году после окончания магистратуры. В компании прогнозируют, что дальше ежегодно будут устраиваться на работу от 40 до 60 воспитанников программы.

За пять лет действия программы МТС в компанию было трудоустроено 302 молодых специалиста. Из них 32 выросли до руководящих должностей, 47 были зачислены в кадровый резерв компании.

Дальше в планах — развитие дистанционного обучения. К концу года компания планирует запустить онлайн-платформу, на которой школьники, преподаватели и студенты смогут получать дополнительную информацию и проходить тренинги.

Этот проект получил главную премию HR-бренд 2019 в номинации «Регион». В числе участников и победителей этой престижной Премии каждый год много HR-проектов, нацеленных на активное привлечение в компанию или в отрасль молодежи. Это показывает, насколько важным для серьезных работодателей является это направление.